Общественные организации — ресурс развития и инновационной деятельности педагога, стимул профессионального роста.
Общественно-деловые педагогические объединения можно рассматривать как координационную основу гражданского общества и площадку для выработки эффективных учительских управленческих технологий. Это деятельность по решению проблем, возникающих в образовательном учреждении.
Что такое профессиональное сообщество?
Профессиональное сообщество — это группа людей из двух и более человек, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) в целях обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач.
Сообщества можно классифицировать по основным мотивациям участия в них: работа в одной организации, общие цели, интересы, социальные отношения. Онлайн-сотрудничество — это важное явление, предоставляющее новые возможности для его участников стать частью этого движения.
Развитие профессиональных сообществ — характерная черта гражданского общества.
Гражданское общество – многогранное явление:
- государственное
- экономическое
- социальное
В процессе своего становления гражданское общество проходит длительный и сложный путь. Оно функционирует в тех условиях, которые создаются и поддерживаются государством. А еще берет на себя те функции, которые государство пока не способно выполнить в силу обстоятельств. Это могут быть, к примеру, функции общественного контроля, защиты прав и свобод граждан.
Взаимодействие государства и профессиональных сообществ
Сейчас распространены три модели взаимодействия государства и общественных организаций:
Нормативная — организация является инструментом для связи государства и граждан. Популярна форма некоммерческой организации, основная функция которой — осуществление мониторинга и контроля над государственными институтами.
Легитимационная, когда сообщество — некий оператор интереса. Для государства это дополнительный источник легитимной власти.
Инструментальная — непосредственная функция решения социальных задач некоммерческими организациями. Возможно и сотрудничество, и конфронтация с государством.
Наша страна применяла разные подходы взаимодействия с общественными организациями. Результаты позволили сформировать обширную нормативно-правовую базу ведения деятельности некоммерческих объединений. Организации, связанные со сферой образования, относятся к социально ориентированным.
Правовые основы деятельности общественно-деловых организаций
Ключевым нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О некоммерческих организациях».
Есть законодательные и другие акты, разрешающие (но, как правило, не обязывающие) органам власти поддержку деятельности НКО и бизнеса. Они же регулируют решение гражданских социальных проблем.
Также существуют законодательные и другие акты, создающие площадки для взаимодействия с властью (Общественная палата РФ, Совет по правам человека при Президенте РФ, общественные советы при органах власти) и регламентирующие их деятельность.
Программные документы, определяющие планы власти по взаимодействию с организациями гражданского общества и повышению открытости власти.
Статус НКО дает организации широкие возможности, в том числе, и для организации различных проектов, требующих больших финансовых вложений.
Органы власти оказывают поддержку в становлении таких организаций и в ресурсном обеспечении.
Официальные формы государственной поддержки
- финансовая;
- имущественная;
- информационная;
- консультационная;
- поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников;
- помощь в виде льготного налогообложения.
Взаимодействие в закупочных процедурах производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Инновационные методы взаимодействия
- Конкурсы (выделение грантов, которые могут позволить реализовать идеи, задумки, проекты).
- Социальные технологии.
- Организационные и структурные механизмы.
Качество образования
Что такое качество образования? Это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки ученика, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Кстати, взаимодействие с общественными профессиональными педагогическими организациями приобретает важность, когда объявлена реализация национальных образовательных программ.
Национальный проект «Образование» предусматривает:
- Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
НП «Образование» предполагает реализацию четырех направлений развития образовательной системы:
- Обновление содержания.
- Создание современной инфраструктуры.
- Подготовка и переподготовка, а также повышение квалификации педагогических кадров.
- Создание эффективных механизмов управления в этой сфере.
Взаимодействие с общественно-деловыми педагогическими объединениями как раз и направлено на реализацию последней задачи.